Перейти к навигации · Перейти к содержимому

Веб-дизайнер: кто это?

Есть ли отличия между веб-дизайнером и художником? Что мы понимаем под словом «дизайн»? Почему люди удивляются, когда я говорю им: «я дизайнер, но не рисую»? Все эти вопросы заставили меня написать эту заметку. Я попытаюсь изложить свой взгляд на вещи, но мне интересно и ваше мнение!

В чем разница?

Не секрет, что Россия слегка отстает в развитии от западных стран в том, что касается веб-разработок. Большинство идей и проектов заимствуется нами «оттуда». Львиная доля информации также поступает из-за рубежа. Но «там» уже поняли, чем отличается интернет от печати, телевидения и прочих сред, а мы к этому пока только движемся.

Их наиболее «продвинутые» веб-разработчики, пережив бум доткомов и приняв особые правила интернет-маркетинга, стали двигаться дальше (а в чем-то и возвращаясь к истокам). А именно: к семантической верстке, ориентации на взаимодействие с пользователем, заботе о качестве содержания. Все это стало основой современного веб-дизайна на Западе. У нас же дела обстоят несколько иначе. Ни заказчикам, ни исполнителям, в большинстве своем, не хватает понимания целей посетителей сайтов и средств воздействия на них.

Показательно, с чего начинается определение термина веб-дизайн в русской википедии и в английской

Думается мне, что некоторые проблемы рождает и терминология, а именно — слово «дизайн». На Западе это слово означает целый спектр деятельности и находится ближе к термину «проектирование». У нас же, большинство считает дизайн своего рода художественным видом искусства, не задумываясь о том, что дизайн бывает разным. Графическим, веб-, ландшафтов, интерьеров и т. д.

Про художников

Многие дизайнеры (те, для кого это является основной профессией) пришли к веб-разработке из графического дизайна. Такой переход дается гораздо проще, чем обратный, что можно объяснить меньшей ценой ошибок. К тому же, результаты можно увидеть сразу, не ожидая печати тиража, а уж, сколько здесь цветов… просто мечта любого графического дизайнера.

Многие из них имеют художественное образование. Они умеют и любят рисовать — можно сказать, что они художники (правда, несколько утилитарного толка). А тут приходит клиент и говорит: «сделайте мне брошюру и сайт, и чтобы было красиво». Дизайнер берет в руки wacom и рисует эпическое полотно в разрешении 300dpi. Потом, чтобы всю эту красоту запихать в интернет, находится бедный и несчастный верстальщик, перед которым ставится задача: «сверстать с точностью до пикселя, и чтобы растягивалось».

Разве так можно? Можно, и делают. Не важно, что это будет уже не сайт, а интерактивная онлайн-открытка. Заказчик-то об этом не знает, да и кто ему скажет. Деньги уплачены, на сайт заходит ½ человека в день — все довольны. Художник свою миссию выполнил — визуальная коммуникация удалась, узнаваемость и оригинальность макета на высоте, но все это хорошо для статичного буклета, но никак не для сайта, пусть даже самого простого и состоящего из трех HTML-страниц.

Тут правда, как и в любом правиле, есть исключение. Если клиенту действительно нужен презентационный сайт-открытка, например, посвященный какой-то специальной акции, то этот вариант ему подойдет как нельзя лучше. Правда, сайт этот лучше делать на flash, который гораздо ближе к полиграфии, чем чистый HTML. В остальных же случаях нам нужен хороший веб-дизайнер, вместо связки художник + верстальщик.

Про веб-дизайнеров

Чем отличается веб-дизайнер от верстальщика вы можете прочитать, например, в этой статье на сайте #content. Я же попробую показать разницу между веб-дизайном и графическим дизайном.

Дизайн, как я уже говорил, ближе всего к «проектированию». Но это не просто техническое, инженерное проектирование, а проектирование для людей — взаимодействие с человеком (human interaction) — гремучая смесь техники, психологии и искусства. Ни чисто технические специалисты (программисты), ни люди искусства (графические дизайнеры) не могут полностью взять на себя эту обязанность. Эта роль отведена веб-дизайнерам, которые являются экспертами в следующих областях:

  • Определение целей и задач посетителей (и сайта)
  • Проектирование и планирование структуры сайта (информационная архитектура)
  • Разработка интерфейса и навигации
  • Забота о взаимодействии пользователя с системой (user experience)
  • Подготовка и контроль качества содержания

Это — основные задачи веб-дизайнера, вкратце про них я расскажу ниже. Справедливости ради, надо сказать, что на каждый из этих этапов можно найти отдельного специалиста, но для России это было бы слишком расточительно (может быть кроме самизнаетекого), поэтому все это обычно ложится на плечи веб-дизайнера.

Определение целей и задач посетителей (и сайта)

Казалось бы, что это самое простое, но, как правило, именно этим этапом пренебрегают все заказчики. Большинство из них просто не представляет, зачем им нужен сайт, а также чем он может помочь их клиентам. Для четкой постановки задачи дизайнер должен разобраться в бизнес-контексте, потребностях целевой аудитории (а перед этим, выяснить, кто в нее входит), а также исследовать существующий рынок.

Проектирование и планирование структуры сайта

Без этого этапа сайт может стать похожим на лабиринт. Здесь также требуется знание контекста, а также составление примерных сценариев взаимодействия пользователя с системой. Обычно на этом этапе требуется тесное взаимодействие с программистом. Для удачной архитектуры пригодится и знание основ классификации информации (недаром, многие информационные архитекторы вышли из библиотекарей), таксономии, онтологии и пр.

Разработка интерфейса и навигации

Также необходимо учитывать возможный рост сайта и проектировать интерфейс с учетом этого.

Так как сайт делается для людей, то без знаний о проектировании взаимодействия (interaction design) тут не обойтись. Интерфейс должен быть удобен и привлекателен (именно в таком порядке). При этом правильнее всего проектировать интерфейс до программирования, а не относится к нему как к сменной шкурке (skin).

На этом же этапе может проводится работа по созданию оригинального «дизайна» сайта, и, конечно, не без помощи графического дизайнера. Если веб-дизайнер не умеет рисовать, а проект этого требует, то следует нанять художника, который сделает авторские иллюстрации.

Забота о взаимодействии пользователя с системой

Сюда же относится забота о доступности (accessibility), которая, например, позволяет пользоваться сайтом без помощи мыши.

К этому этапу я отнес бы общие принципы взаимодействия с сайтом. Сюда относятся решения о непосредственном исполнении интерфейса (HTML-верстка), необходимости применении JavaScript и забота о случаях, когда браузер его не поддерживает (gracefull degradation и progressive enhancement) и многое другое. Этот этап требует от веб-дизайнера знания и понимания технологий, при помощи которых будет изготовлен сайт (но не обязательно требует непосредственного кодинга от самого дизайнера). Это в большей степени относится к языкам программирования для front-end, т. е. на стороне клиента.

Подготовка и контроль качества содержания

К содержанию относятся как текстовые, так и графические материалы. Для графики этот этап подразумевает доводку картинок до надлежащего качества, а для текста — следование правилам составления текстов для интернет и набора текстов.

На каждом из этапов может и должно проводиться пользовательское тестирование, так как чем раньше будут обнаружены ошибки в проектировании (а они бывают даже у самых профессиональных дизайнеров), тем проще их будет исправить.

Выводы

Как видите, чисто графической работы в изготовлении сайтов не так уж и много. Сайт — это не просто красивая картинка, для создания которого достаточно художника и верстальщика. Это интерактивная система со своими правилами и законами, которые необходимо соблюдать для создания успешных проектов.

Комментарии

Прочитал с интересом.

Одно только резануло глаз. Много где приходилось встречать мысль про проектирование взаимодействия с пользователем, что «чисто технические специалисты (программисты) […] не могут полностью взять на себя эту обязанность». Мне, как программисту, это всегда казалось странным, потому что наличие способности программировать, вообще-то, не означает отсутствие способности разбираться в HCI. Многие люди в принципе совмещают в себе много навыков, поэтому вот это деление – «программист», «юзабилист», «художник» – имеет смысл для роли специалиста в конкретном проекте в конкретный момент времени, но не для человека как такового.

Мне, как программисту, это всегда казалось странным, потому что наличие способности программировать, вообще-то, не означает отсутствие способности разбираться в HCI

Конечно не означает. Просто нельзя делать хорошо сразу много вещей — обычно это означает, что специалист в какой-то отдельной дисциплине будет компетентнее, чем специалист широкого профиля.

Кроме того, на эту тему мне понравились доводы Алана Купера в его книге «Психбольница в руках пациентов», в которой довольно убедительно показано почему программисты плохие проектировщики. Мне его точка зрения показалась довольно убедительной.

Интересная статья, спасибо.

> Просто нельзя делать хорошо сразу много вещей — обычно это означает, что специалист в какой-то отдельной дисциплине будет компетентнее, чем специалист широкого профиля.

Однако именно специалисты широкого профиля буду более востребованы и, следовательно, более оплачиваемы.

>Однако именно специалисты широкого профиля буду более востребованы и, следовательно, более оплачиваемы.

Ну и сколько получает разнорабочий и например слесарь какого-то там разряда?

Удивительно! Неделю назад завел блог, и почти всё, что там пока написано, практически о том же самом. И про отсталость, и про определение целей, и про планирование с проектированием. Идеи летают в воздухе, вот уж правда.

Дженералисты востребованы, но то, что они «более высокооплачиваемы» – это, ИМХО, спекуляция. В консалтинге (любом) особо ценятся узкие специалисты, умеющие, ясное дело, работать в команде себе подобных.
По сути статьи у меня есть довольно резкий (не к автору, конечно, а «по сути») комментарий. Большинству клиентов в веб-дизайне, что называется, «толкают фуфло», простите за лексику. Это продиктовано, в частности и тем фактором, как Вы пишете, «клиент сам не знает чего он хочет». А это, в свою очередь, обусловлено низким уровнем развития как интернет-индустрии, так и интернета как такового на 1/6 суши.
Исправлять эту ситуацию можно и нужно позитивной пропагандой и действующими проектами, наглядно демонстрирующими все преимущества веб-дизайна 2.0

мои 2 цента :)

Разделение труда в процессе разработки веб приложений действительно не простой вопрос; проблема у которой не может быть универсального решения. В зависимости от имеющихся у данного разработчика (или команды разработчиков) навыков трансформируется сам проект. Если я рисую, то стремлюсь к более графически богатым решениям; если владею флашем – то вы увидите флаш; и текста будет заметно больше, если автор владеет пером.
Действительно нельзя делать одинакого хорошо много вещей, но к веб дизайну ведет столько различных тропок, и столь разные по своим способностям и навыкам люди работают в веб строительстве…
Не думаю, что здесь когда либо сложаться четко оформленные профессии с ограниченным набором навыком. Количество технологий, используемых в нете постоянно растет и спрос на «мастеров на все руки» всегда будет высок.

очень-интерестное-со всем согласен.