О дизайне мобильных операционных систем
Опубликовал Александр Шабуневич — 21 Январь 2012, 14:31
Интересно сравнить подход к дизайну современных мобильных операционных систем. Сейчас есть три крупных игрока на рынке: Эппл, Гугл и Майкрософт. Каждая из этих компаний идет своим уникальным путём (пусть даже он и заключается в подсматривании чужих идей).
Эппл, как пионеры рынка, взяли на себя самую большую ответственность и рисковали больше всех. Как в ситуации с айфоном, так и в ситуации с айпадом. И это им удалось: все предрекаемые провалы остались лишь в фантазиях завистников. Акции растут, айфоны и айпады покупают в подарок себе и близким, разработчики ориентируются в первую очередь на iOS-платформу. Эппл прёт вперёд словно паровоз, радуя (или пугая) остальных всё новыми инновациями, которых у них, я уверен, еще немало припасено.
Гугл с самого начала попытался совершить отчаянный рывок, чтобы заскочить в уходящий поезд. Из-за этого им несколько раз пришлось выдумывать костыли, менять концепции на ходу и вообще подстраиваться. Но благодаря этим усилиям андроид всё же завоевал свою долю рынка — в основном, эконом-сегмент, а также сердца гиков (благодаря своей «открытости»). Дешёвые телефоны и бесплатный софт — вот за что в основном любят данную платформу по моим наблюдениям.
Майкрософт вошла (а точнее ещё входит) на рынок последней — вполне в стиле неповоротливой корпорации. Однако, не считая традиционной неповоротливости, в остальном её дебют оказался неожиданно приличным. Вместо банального копирования чужих идей они качественно их переработали. Фактически пошли ва-банк, понимая, что полумеры их не спасут — первая же версия должна «выстрелить», привлечь внимание, внушить надежды.
Про дизайн гуглофона рассуждать трудно: можно сказать, что единого дизайна системы до сих пор нет. Во-первых, многие пользуются всякими надстройками над родным интерфейсом (типа HTC Sense). Во-вторых, единые дизайнерские гайдлайны Гугл выпустил совсем недавно. Понятно, что без единой концепции любая достаточно сложная система обречена превратиться в зоопарк. Лично для меня дизайн андроида как-то расплывается. Это нечто аморфно-неопределённое — позволяющее настраивать всё «под себя», но тем самым лишая операционную систему единого хребта, вокруг которого всё строится. Отсутствие дизайна тут, как говорится, by design.
А вот дизайны айфона и виндоусфона очерчены довольно чётко. Их концепции достаточно стабильны, чтобы их можно было сравнить и сделать выводы. Айфон оперирует метафорами из реального мира: многие родные (и не только) приложения текстурированы кожей или бумагой, обладают градиентами, выпуклостями и прочими эффектами, призванными сделать работу с приложениями более «физической», настоящей. Нас поощряют на прямое использование (direct manipulation) псевдотрёхмерных объектов. Плоский экран открывает окно к инструментам и программам, общение с которыми мало отличается от реальности. Вас буквально подталкивают потрогать то, что вы видите.
Виндоусфон же исповедует противоположный подход — традиционный интерфейс фактически убран: нет ни привычных кнопок, ни градиентов, ни окон. Абстрактные монохромные квадраты висят в черном пустом пространстве. Супрематический метро-стиль оперирует только самым необходимым — минимум интерфейса, максимум содержания. Правда, везде присутствует анимация, но без неё синие квадратики смотрелись бы совсем уныло.
Получается, что с визуальной точки зрения, интерфейс айфона гораздо сложнее — он может показаться перегруженным всем этим хромом, который Эппл тащит за собой начиная с первой версии. Но кроме визуальной составляющей у любого дизайна есть кое-что еще: идеология. Вот тут на мой взгляд айфон меняется местами с виндоусфоном.
У iOS идеология очень простая: «один экран — одно приложение». Максимально просто. Более того, навигация между приложениями тоже элементарна: перемещаться между экранами можно лишь в одном измерении — влево или вправо (но не вверх-вниз, например). Внутри приложений обычно тоже всё очевидно: вкладки или неглубокая иерархия с кнопкой «Назад». И, конечно, всегда доступна единая физическая кнопка «Домой», которая всегда ведёт себя одинаково. То есть ментальная нагрузка при работе с айфоном сведена к минимуму. Поняв один раз принципы взаимодействия с айфоном, ты больше не задумываешься о том, как что-то сделать.
У Майкрософта, не смотря на визуальную простоту, ментальная часть вышла посложнее. Перемещаться по рабочим столам можно сразу в двух измерениях (что сложнее даже чисто физически — из-за смешивающихся ортогональных жестов), приложения порой тесно интегрированы друг с другом (например, контакты объединены с социальными сетями), что усложняет их восприятие — вместо одной четко очерченной задачи они решают сразу несколько. Кроме того, донельзя минималистичный интерфейс лишает пользователя самой базовой опоры — глазу буквально не за что зацепиться, чтобы сориентироваться в пространстве. Лично я довольно быстро потерялся в безразмерных экранах с красивым эффектом параллакса, которыми напичкан виндоусфон. На данном этапе телефон от Майкрософта обладает довольно скромной функциональностью — признак молодой платформы. Но что будет, когда приложений станет больше, операционная система повзрослеет, а интеграция между разными функциональными областями станет еще более полной? Сможет ли текущая концепция справиться с этими вопросами покажет лишь время.
В общем, можно сказать, что айфон и виндоусфон располагаются на разных концах спектра: «сложность—простота». При этом визуальная простота виндоусфона вовсе не означает простоту использования на ментальном уровне — в этом смысле айфон хоть и более примитивен, но и более последователен, понятен. Хотя не исключаю, что здесь сказывается моя личная привычка. Возможно, попользовавшись виндоусфоном некоторое время, перестаёшь замечать того, что бросается в глаза при первом знакомстве. Но в любом случае приятно, что у айфона появился еще один достойный конкурент. Ведь чем больше разнообразия на рынке, тем больше преимуществ у конечного потребителя.